Профориентация
План основных профориентационных мероприятий для школьников 1-11 классов, проводимых в 2021/22 учебном году на базе ПОО, площадках якорных работодателей и работодателей-партеров
Профориентационное мобильное приложение представляет собой краткий справочник для поступающих. Содержит общую информацию о профессиональных образовательных организациях Белгородской области (колледжах и техникумах): название, адрес места нахождения, краткую историческую справку, контакты (телефон, электронная почта, адрес веб-сайта, адрес группы в соцсетях), средний балл аттестата для поступления. Представлена информация о специальностях и профессиях, а также условиях приема. По каждой специальности и профессии приведено описание, форма и срок обучения. Имеется калькулятор определения среднего балла аттестата. Приложение пригодится школьникам, абитуриентам и их родителям, всем желающим для получения информации о том, где пройти профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование. |
Куда пойти учиться? Это один из главных вопросов предстоящего лета. Тысячи школьников и их родителей будут задаваться этим вопросом на протяжении нескольких месяцев. Перебирать варианты, искать информацию в интернете, звонить в образовательные организации. Десятки часов потраченного времени, проведенные в напряжении и поиске подходящего варианта.
Но всё это было раньше, теперь всю необходимую информацию о профессиональных образовательных организациях Белгородской области будущие абитуриенты смогут получить, всего лишь установив мобильное приложение на свой смартфон.
Приложение обладает рядом преимуществ. Используя калькулятор среднего балла аттестата, можно в пару кликов подобрать образовательную организацию. В разделе «На кого учиться?» можно ознакомиться с информацией о специальностях и профессиях, выбрав именно ту, с которой хочешь связать свое будущее. Список профессий «Топ-50» поможет выбрать наиболее востребованные профессии на рынке труда.
Также приложение будет просто незаменимо для работодателей, которые планируют повысить квалификацию своих сотрудников. Всё в том же разделе «На кого учиться?» есть вся необходимая информация о дополнительном профессиональном образовании и профессиональном обучении.
Но зачем ждать? Любой гражданин может самостоятельно выбрать для себя программу дополнительного профессионального образования или профессионального обучения. Уникальная возможность приобрести необходимые навыки, освоить профессию и повысить свою востребованность в глазах работодателей.
Данное приложение будет полезно абсолютно всем жителям Белгородской области, которые хоть раз задумывались о профессиональном самоопределении. Приложение постоянно дорабатывается, расширяется его функционал и информационная база.
Вся необходимая информация о профессиональных образовательных организациях Белгородской области у вас в телефоне.
Android: https://play.google.com/store/apps/details?id=ru.nexus.education
iOS: https://apps.apple.com/us/app/куда-пойти-учиться/id1490744343?l=ru#?platform=iphone
План продвижения мобильного приложения "Куда пойти учиться?"
В современном мире требования к психофизиологическим индивидуальным особенностям человек неуклонно растут, а цели и характер труда, благодаря рыночным отношениям, предъявляют людям необходимость всё более высокого профессионализма в выбранной профессии, готовности к постоянному повышению квалификации и личностному развитию. В подобной ситуации школьная профессиональная ориентация становится актуальной как никогда и должна обеспечивать качественную подготовку для школьников всех возрастов.
Профориентация в школе – это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Реализуется непосредственно в урочную и во внеурочную работу с учащимися и их родителями (законными представителями).
Цели школьной профориентационной работы:
- Формирование у детей готовности к труду.
- Воспитание качеств, способностей, свойств для дальнейшей профессиональной деятельности.
- Профориентационная поддержка школьников во время выбора профессии.
Задачи школьной профориентационной работы:
- Ведение информационной работы с учащимися (знакомство с профессиограммами, информацией о текущих и будущих потребностях на рынке труда, условиями и труда и возможной заработной платы, дальнейшим развитием в рамках выбранной профессии).
- Получение, изучение и использование информации о возможностях, склонностях, интересах школьников с целью помощи им в самостоятельном выборе профессии.
- Разработка и внедрение большого количества различных вариантов профильного обучения: программ, уроков, форм, методов, экскурсий и т.д.
- Поддержка учащихся группы риска, у которых могут возникнуть проблемы с трудоустройством: отстающих в обучении, из коррекционных классов.
- Совместно с заведениями высшего и среднего профессионального образования обеспечивать подготовку и плавный переход учащихся на следующий уровень обучения.
Этапы профориентации в школе
Профориентация в школе, несомненно, является необходимым компонентом наряду с основным обучением, а благодаря постоянной работе над построением целостной системы, учитывая индивидуальные и возрастные особенности учащихся, дети получают возможность самостоятельно определиться с профессией, заниматься исследовательскими проектами в целях развития и более глубокого знакомства с профессиями с помощью педагогов и родителей.
Для максимальной эффективности профессиональная ориентация должна быть непрерывным процессом, который начинается ещё в детском саду, плавно переходит в школу и непрерывно сопровождает школьника на всём пути обучения до выпускного класса, мягко помогая и направляя его.
В школьной профориентации целесообразно выделять 4 больших этапа, отличающихся по целям, задачам и используемым методикам в зависимости от возраста учеников.
1-4 классы. «Познание»
На этом этапе продолжается начатое в детском саду знакомство с профессиями через профориентационные уроки с приглашёнными специалистами, экскурсии, тематические внеклассные занятия, утренники и т.д. У школьников начальных классов происходит формирование ценностного отношения к труду, путём непосредственного включения в различные виды учебно-познавательной деятельности (игровую, трудовую, социальную, исследовательскую) развиваются интересы и потребность учиться.
5-7 классы. «Ориентирование»
С переходом учащихся на уровень основного образования профориентация продолжается разнообразными играми: деловые, профориентационные, психологические. Этим достигается расширение знаний о мире профессий и предоставляется возможность сделать первые шаги в сторону выбора интересной для себя профессии. Школьники начинают осознавать свои интересы и возможности, приобретают базовые представления о направлениях возможных специальностей, знакомятся с требованиями, которые предъявляют различные профессии.
8-9 классы. «Выбор»
С приближением первого выпускного класса и первых серьёзных государственных экзаменов профориентационная работа от игр и экскурсий переходит к целенаправленному содействию учащимися дальнейшего профиля обучения, который сузит круг возможного выбора профессий и облегчит дальнейший учебный и трудовой путь. В 8-9 классах начинается активная диагностическая работа школьного психолога, проводятся уроки осознанного выбора профессии. Школьники изучают более серьёзные специальности, предъявляющие повышенные требования к сотрудникам (МЧС, образование, медицина и т.д.). Факультативные занятия и углублённые кружки по интересам начинают играть ещё большую роль в осознании собственных ценностей и интересов и осознанного выбора профессии.
10-11 классы. «Стремление»
Это наиболее ответственный этап школьной профориентации, успешность которого во многом зависит от качественной работы в начальной и основной школе. Школьным психологом ещё больше расширяется консультационная деятельность для учащихся и их родителей. В школе проводятся презентации ведущих ВУЗов города, организуются экскурсии на дни открытых дверей. Большое внимание уделяется саморазвитию и самоподготовке старшеклассников, обсуждение и возможные корректировки дальнейших профессиональных планов, окончательно формируются предпочтения к выбранным профессиям, производится оценка готовности к ним.
Формы профориентации в школе
Работа с учащимися
- Встречи с интересными людьми, представителями профессий, представителями высших и средних учебных заведений и предприятий-работодателей.
- Экскурсии на предприятия, средние и высшие учебные заведения.
- Элективные курсы, объединения по интересам, углублённое изучение предметов.
- Помощь в определении необходимости дополнительного образования и выборе курсов в школе или за её пределами.
- Анкетирование учащихся.
- Комплексное профориентационное сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе (консультации, тестирование, занятия, тренинги т.д.).
Работа с родителями (законными представителями)
- Индивидуальные беседы и консультации для родителей учеников.
- Лекции для заинтересованных родителей об их вкладе в выборе ребёнком профессии и получении соответствующего образования.
- Проведение классных и общешкольных родительских собраний.
- Анкетирование родителей.
- Создание инициативной группы родителей, готовых помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных людей для выступлений перед классом или самостоятельно рассказать о своей профессии.
- Привлечение родителей для помощи с временным трудоустройством старшеклассников во время каникул.
- Совместно с родителями создавать и вести кружки различных направлений (художественные, спортивные, театральные, интеллектуальные).
Работа с педагогами
- Ведение профориентационной работы в школе, создание своих и адаптация имеющихся программ по профессиональной ориентации школьников.
- Помощь учителям и сотрудникам школы с подбором материала, в проведении занятий, диагностики и консультаций.
Оценка эффективности профориентационной работы в школе
Для проведения качественной оценки профориентационной работы в школе можно выделить 5 результативных критериев и 2 процессуальных. К результативным критериям относятся:
- Достаточность информации о выбранной профессии и методах её получения.
- Школьник может сделать осознанный выбор профессии, только зная о её месте на рынке, условиях труда, предъявляемых требованиях к знаниям и физическим характеристикам. При наличии достаточного количества полученной информации ученик ясно представляет себя в выбранной профессии и необходимые шаги для её получения.
- Потребность осознанного выбора будущей профессии.
- Если ученик проявляет активность в поиске информации о тех или иных специальностях без давления извне, самостоятельно пробует себя в интересующих направлениях возможной деятельности или составил план дальнейших действий, то критерий потребности обоснованного выбора профессии можно считать полностью удовлетворённым, а стоящую перед школами задачу выполненной.
- Осознание школьником общественной значимости труда.
- В процессе школьной профориентационной работы учащимся школ должно прививаться отношение к труду как к жизненной ценности. У школьников 8-9 классов подобное отношение находится в прямой взаимосвязи с потребностью осознанного выбора профессии, что прямо влияет на качество их дальнейшей жизни.
- Осознание школьников своих возможностей и интересов.
- Под руководством школьных, опытных специалистов ученик со временем осознаёт свои желания, ценности, физические и моральные возможности и основываясь на них совершает выбор дальнейшего карьерного пути. Большая роль здесь отводится школьным психологам и педагогам для максимально корректного определения характеристик ребёнка.
- Наличие плана дальнейших шагов к получению профессии.
- Школьник должен сделать осознанный выбор профессии, базируясь на всём многообразии полученной информации о рынке труда с учётом собственного мнения и возможностей. После совершённого выбора старшеклассник также должен хорошо представлять себе все дальнейшие шаги, которые в результате и приведут его к искомой профессии. Наличие такого плана свидетельствует об успехе проведённой школьной профориентационной работы.
Двумя процессуальными критериями результативности школьной профориентационной деятельности можно назвать:
- Индивидуальный характер профориентации
- Любые предпринимаемые действия должны учитывать индивидуальные интересы, способности и возможности каждого ученика.
- Направленность профориентации на всестороннее развитие личности.
- Школьникам должна предоставляться возможность самостоятельного выбора профессии, пробовать свои силы в разнообразных направлениях и специальностях, планировать будущие шаги для получения искомой специальности, а педагоги и родители могут лишь активно способствовать и помогать, не делая выбора за ребёнка.
Ожидаемые результаты школьной профориентации
При наличии действующей системы школьной профориентации, сопровождающей ученика на протяжении всего времени обучения, у учащихся будет успешно сформировано сознательное отношение к труду и логически завершён процесс выбора профессии с учётом своих интересов, возможностей и требований, предъявляемых рынком труда. Результатом станет дальнейшая успешная социализация выпускников и их лёгкое вступление в профессиональный мир.
В целях реализации задач по разработке механизмов вовлечения учащихся и студентов в активную социальную практику на основе интерактивного построения индивидуальных социализационных траекторий АНО СПЭП «Фабрика бизнеса» при поддержке Минобрнауки России разработан портал траектория.онлайн - это новая сеть для школьников и студентов.
На портале возможно:
- оценить свои личностные, профессиональные, социальные компетенции;
- определить профессии, в которых можно добиться максимального успеха;
- получить информацию о работодателях по данным профессиям;
- найти рекомендуемые кружки и общественные организации;
- получить демонстрацию личных достижений (портфолио);
- общаться и создавать сообщества по интересам;
- построить наглядную социализационную траекторию и дальнейшее следование ей.
В итоге учащиеся получат бесплатные рекомендации по профориентации и будут ориентированы на возможности применения своих талантов и навыков в формате социальных практик.