Школьный музей
В школе создан и работает краеведческий музей. Профиль музея исторический. Дата открытия - 01.09.2001г. Руководитель школьного музея Батищева Галина Михайловна, учитель истории.
Справка об истории создания музея
Люди заключают в себе время. Свойство памяти – помнить то, что было во времени. И поэтому есть память, движущая век, и память, охраняющая век. Разве можно двигать время вперёд, не сохраняя прошлого?
Свой краеведческий музей мы создали для того, чтобы наши дети поняли, что человеческий разум вмещает в своих пределах вселенную. И если мировая культура становится частью нашей жизни, если она наш дом, мы тем самым накапливаем в себе человечность, в нас входит человечество.
Древние греки создали понятие «патрия». Отсюда и пошло слово «патриотизм». Чтобы стать нравственным принципом, любовь к Родине должна наполняться определенным содержанием. Таковым становится наш музей, который был открыт 1 сентября 2001 года.
У истоков музейного дела стоят творческие люди:
- Романенко Валентина Михайловна, в течение ряда лет вела декоративно-прикладное искусство в школе, да и родом она из этих мест, много видела и слышала об истории нашего края от своих бабушек и прабабушек;
- Батищева Галина Михайловна – уроженка с. Незнамово, преподаёт историю и постоянно поддерживает связь с ветеранами Великой Отечественной войны. В её классе ученики приняли решение быть «Юными жуковцами», чтобы свято хранить память о погибших, изучить материал о жизни и деятельности маршала Жукова Г.К.;
- Данилова Валентина Николаевна – учитель русского языка и литературы, ведет курс «Литературное краеведение», под её руководством музей получил экспонаты о местных поэтах и писателях.
Экскурсии в школьный музей развивают у детей творческое начало на основе изучения народных традиций. Здесь дети открывают новый для себя мир и он предстаёт перед ними не только как «хранилище древностей», но и как история Родины.
Разделы экспозиции
1. Литературное краеведение Белгородчины
В этом разделе нашло отражение культурное наследие нашего города. Представленный материал по литературному краеведению включает в себя информацию о местных поэтах и писателях, творчество которых помогает вникать в смысл жизни, а значит прощать, ставить перед собой новые цели.
2. Историческое прошлое края
Воссоздание интерьера деревенской избы подтверждает мысль о том, что кусочек земли, будь он даже каменистый или тонкий, становится Родиной, когда он очеловечивается, то есть когда с ним связан труд многих людей. Русская пряха, гребни, рубель позволяют представить быт крестьянской семьи.
Границы человеческого восприятия не так уж велики, если говорить о каждом из нас в отдельности. Что вспоминаем мы, думая об Отечестве? Образ Родины не может быть расплывчатым, неконкретным. Тогда и не задевало бы нас это сложное чувство так глубоко и горячо, тогда и не называли бы Родину другим дороги словом «мать».
Раздел музея «Старый Оскол в годы Великой Отечественной войны» представляет Родину в годину страшного испытания, и тогда особенно обостряются наши чувства, ведь враг угрожал жизни, свободе, чести самых дорогих тебе людей. Собранные экспонаты: ружье и патроны, солдатские каски, фляжка, ксерокопия газеты «Правда» 1945 года, материалы о судьбах героев-старооскольцев - позволяют формировать у человека высокий и благородный патриотизм. Отдельным разделом музея стали материалы о маршале Г.К. Жукове «Жуков и жуковцы». Ведётся рассказ о создании Фонда Жукова, у истоков которого стояла гражданка нашего города Т.Ф. Немцова. На собранные Фондом деньги был поставлен в микрорайоне Нового города Почетный знак выдающемуся военачальнику. А «жуковцами» стали члены детского общественного движения, работающего по программе «Мое Отечество».
3. Народные промыслы
Собраны предметы гончарного промысла; прялки, изготавливаемые жителями села Незнамово.
Патефон. Конец 1940-х - начало 1950-х годов. Производитель - ордена Ленина завод «Молот» в Вятских Полянах |
Ступа | Крупорушка |
4. Историческое развитие города и школы
Эта экспозиция рассказывает о том, как строилась новая часть города, о людях, которые созидали новые отношения, основанные на взаимном движении наций, о трудовых подвигах поколения. Новый город – это и его предприятие, известное всему миру, ОЭМК, его руководители, родители учащихся школы.
Школа 17 стала школой современного города. О её становлении и первом директоре Аршинник В.П., о педагогах школы, прославлявших и продолжающих славить просвещение, собран достоверный материал и помещен в разделе «История школы».
Тульский самовар | Швейная машинка "Zinger" | Газета «Правда» №1 от 22 апреля 1912 года |
Характеристика фондов музея
Фонды школьного краеведческого музея состоят из подлинных музейных предметов (предметов ОФ) и из вспомогательных (предметов НВФ). Основной фонд составляют подлинники. На учете в ОФ состоит 103 предмета. Анализ основного фонда музея показывает, что собранные музейные предметы соответствуют профилю музея, разделам экспозиции и основным темам исследовательской работы.
Большая часть, 80%, основного фонда музейных предметов представлена предметами, отражающими крестьянский быт южной русской деревни первой половины XX века: утварь (посуда, рубели, гребни, утюги, безмены, фонари, лампы и т.д.), прялка, рушники, предметы одежды, обувь. Эти предметы датируются указанным периодом. Но есть среди предметов одежды экспонаты более позднего происхождения.
Основная часть музейных предметов основного фонда поступила в музей в результате личных сборов детей и учителей.
Посредством организованных поездок в Казачок, Ивановку, Шмарное в музей поступили комплексные сборы и коллекции предметов крестьянского быта (утварь), рукоделия (рушники, попоны, половики) и одежды (полный праздничный женский крестьянский костюм конца XIX века).
Кроме предметов, отражающих этнографию края, в основные фонды музея включены подлинные предметы, характеризующие историю школы в советский период (школьная форма, пионерская и комсомольская атрибутика, грамоты, документы, фотоматериалы и т.д.).
В фондах музея также хранятся две нумизматические коллекции (монеты и денежные знаки России и Советского Союза).
Научно-вспомогательный фонд включает в основном копии документов, фотоматериалы.
Наиболее ценные экспонаты основного фонда: тульский самовар, медный; солдатские письма с фронта; государственный кредитный билет достоинством в 5 рублей (1909г.), патефон, швейная машинка «Zinger», ступа, газета «Правда» №1 от 22 апреля 1912 года.
Из истории нашей Победы
К 70-летию освобождения Старого Оскола от немецко-фашистких захватчиков
Старооскольская земля, изрезанная окопами и траншеями, обильно политая потом и кровью, многое хранит в своей памяти. Хранит и тот жаркий полдень 22 июня 1941 года, когда почти все жители города и района узнали о нападении фашистской Германии на СССР.
В первый же день войны в городе состоялись массовые митинги, на которых трудящиеся выразили готовность с оружием в руках встать на защиту Родины.
За два дня в старооскольский военкомат поступило несколько сот заявлений от юношей и девушек, мужчин и седовласых стариков. Они требовали зачислить их добровольцами в Красную Армию. На территории города и района начали формироваться отряды народного ополчения, истребительные батальоны, госпитали, воинские части и подразделения.
Положение на фронтах становилось всё тревожнее. Старый Оскол был перевалочным пунктом на пути эвакуации людей и государственного имущества. Через город прошли тысячи советских граждан, они получали здесь отдых, питание, ночлег. На запад по ночам проходили эшелоны с войсками, техникой и боеприпасами.
Огонь жестоких боев весной-летом 1942 года прокатился и через Старый Оскол. В результате операции «Блау», которую гитлеровское командование провело в конце июня - начале июля 1942 года, 6-я немецкая армия и немецкая армейская группа генерала Вайхса соединились в районе Старого Оскола. Непосредственно захват города осуществлялся по плану наступления венгерских и немецких частей, который носил кодовое название «Планшпиль». В окружение попали 12 советских дивизий 21-й и 40-й армий.
28 июня на Старый Оскол был совершен мощный налёт вражеских бомбардировщиков. В беспрерывном «чёртовом колесе» участвовало свыше 50 боевых машин противника. Советские истребители завязали ожесточённый воздушный бой, однако фашистской авиации удалось нанести городу тяжёлый урон. В Старом Осколе возникли многочисленные разрушения, вспыхнули пожары. Наши войска несли большие потери и в воздухе, и на земле. 30 июня в районе южнее города появились первые отступающие части Красной Армии, началась их переправа через реку Оскол.
Неразорвавшаяся немецкая авиабомба, сброшенная на город Старый Оскол |
2 июля 1942 года в город вошли передовые части гитлеровцев. А под городом продолжалась героическая борьба воинов 40-й и 21-й армий, которые, утратив связь, с боями отходили на восток. В течение недели гремели бои вокруг Старого Оскола. Благодаря этому враг не смог перебросить многие свои части на взятие Воронежа и форсирование Дона. Ценой своих жизней воины 6, 45, 8, 62, 297, 227, 212-й и других стрелковых дивизий сдерживали наступление противника.
В ожесточённых боях у Старого Оскола с конца 1941 года до середины 1942 года погибли Герои Советского Союза - командир мотострелков капитан И.И. Руденко, командиры авиаполков майор В.Н. Калачев и майор М.С. Токарев. Пали смертью храбрых герои Гражданской войны, командир 62-й стрелковой дивизии полковник П.А. Навроцкий, командир 297-и стрелковой дивизии полковник М.Н. Московцев, бывший преподаватель Академии имени М.В. Фрунзе, начальник политотдела 297-й дивизии старший корпусной комиссар В. Рошупкин, помощник начальника штаба 40-й армии полковник Е.Т. Петров и тысячи других советских солдат и офицеров. По неокончательным данным, всего на территории нашего края за этот период погибли около 7000 воинов, прах которых хранят 30 братских могил, в том числе 6 – в Старом Осколе.
Освобождение Старого Оскола (карта освобождения) от немецко-фашистских захватчиков вошло составной частью в Воронежско-Касторненскую операцию. 5 февраля 1943 года части 107-й и 340-й стрелковых дивизий решительным штурмом освободили город от гитлеровцев. Местные жители помогали нашим воинам выкуривать фашистов из подвалов и чердаков. Горожане с радостью встретили своих освободителей.
Старооскольцы свято чтут память жертв, принесённых на алтарь Победы защитниками Отечества, в числе которых были и их земляки. Памятники воинской славы – это хранители великих подвигов народа, его героизма, мужества и отваги.
В городе, во всех крупных сёлах района воздвигнуты памятники боевой славы, установлены мемориальные доски, именами героев названы улицы. Почти 60 памятников воинской славы ныне стоят там, где в 40-е грозовые шли ожесточенные бои, где старооскольская земля от взрывов вставала на дыбы. Эти монументы из года в год, из поколения в поколение передают огонь бессмертия подвига сынов и дочерей Отчизны, огонь скорби о павших на полях сражений.
В зале боевой славы школьного музея |
Музейный урок «Старый Оскол в годы Великой Отечественной войны» |
Проводимые в музее мероприятия
- Война - печальней нету слова
- Гербы Белгородчины
- «Оскольское гулянье»
- Урок памяти для учащихся 9 класса "Блокадный Ленинград"
- Музейный урок для учащихся 8-9 классов "Это нашей истории строки"
Экскурсии в музее