Социально-психологическая служба
Кто такой социальный педагог и чем он занимается в школе?
В образовательной среде должность "социальный педагог" была введена совсем недавно, в 2000 году. Увеличение количества детей с отклоняющимся поведением, рост детской преступности и числа неблагоприятных семей продиктовала эту необходимость. Ранее обязанности социального педагога выполняли, или классный руководитель, или организатор по внеклассной работе.
Социальный педагог – это специалист, который занимается социальными проблемами учащихся, налаживает отношения со сверстниками, с семьей. Интересен тот факт, что, несмотря на свой молодой возраст, профессия эта существовала и в более ранние века. Истории известны благотворительные организации и сострадательные люди, которые финансировали и строили приюты для бездомных детей, сирот, нанимали педагогов для воспитания подрастающего поколения.
Социальный педагог повсюду представляет и защищает интересы детей, подростков, в своей работе руководствуется только законом и международными правовыми актами. Он взаимодействует с органами милиции, в частности, с подразделениями по делам несовершеннолетних, с судами, органами опеки, с психологами и педагогами. Специалист этого профиля работает с трудными подростками, консультирует родителей, организовывает мероприятия по их воспитанию.
Социальный педагог осуществляет работу по 7 основным направлениям:
- работа с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и детьми «группы риска»;
- работа с органами полиции, в частности, с подразделениями по делам несовершеннолетних;
- работа с социально-незащищенными категориями семей;
- работа с родителями;
- работа с педагогическим коллективом;
- работа по профилактике употребления ПАВ и пропаганде здорового образа жизни;
- работа по профилактике преступлений и правонарушений.
Социальный педагог в школе выполняет следующие задачи:
- Анализирует личностные проблемы учащихся, чтобы своевременно оказать им социальную помощь.
- Планирует и организует процесс разработки программ адаптации учащихся к современным социальным условиям, контролирует их проведение и прогнозирует последствия.
- Консультирует детей, классных руководителей, родителей.
- Содействует созданию психологически комфортной и безопасной для личности обстановки, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.
Кроме прочего социальный педагог тесно взаимодействует с органами социальной защиты населения в вопросах консультирования и помощи родителям детей-инвалидов, опекунам и попечителям.
Социальный педагог оказывает помощь выпускникам школы в вопросах профориентации, и содействует летней занятостью учащихся. Кроме того, социальный педагог взаимодействует с органами Российского Красного Креста, в вопросах оказания помощи семья и детям из социально-незащищенных категорий.
В течение всего учебного года социальный педагог ведет работу по отслеживанию посещаемости и успеваемости, проводит педагогические рейды и обследование социально-бытовых условий и санитарного состояния жилья учащихся, курирует школьную службу медиации и волонтерское объединение.
Документы
- Конвенция о правах ребенка
- Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"
- Об административных правонарушениях на территории Белгородской области
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации"
- Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
- Закон Белгородской области «Об ответственности родителей за воспитание детей»
- Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»
- Указ Президента РФ "Об уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка"
- Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"
Рекомендации для родителей
- Если ребенок ворует...
- О профилактике психоактивных веществ
- Памятка о правонарушениях несовершеннолетних
- Памятка по формированию здорового образа жизни
- Памятка по профилактике девиантного поведения
- Помощь подросткам в кризисной ситуации
- Почему уходят из дома?
- В помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья
- Рекомендации родителям при подозрении на потребление наркотиков ребенком
Рекомендации для учащихся
- Правила поведения в школе
- Правонарушения несовершеннолетних
- Советы старшеклассникам по подготовке к экзаменам
Педагогам
- Классный час "Поговорим о здоровье" (1-4 кл)
- Классный час "Модно быть здоровым и успешным. Вредные привычки в жизни успешного человека" (5-6 кл)
- Согласие родителей на психолого-педагогическое обследование
- Социальный паспорт класса
- Заявление на предоставление бесплатного питания
- Памятки детям и родителям
- Классный час "Влияние вредных привычек на жизненный путь человека" (7-9 кл)
- Применение инновационных форм и методов профилактики употребления психоактивных веществ в учреждениях образования (материалы муниципальной научно-практической конференции)
- Классный час «Мои права и обязанности» для учащихся 1-4 классов
- Классный час «Моя ответственность перед законом» для учащихся 5-6 классов
- Классный час «Моя ответственность перед законом» для учащихся 7-9 классов
- Классный час нравственно-психологические размышления для учащихся 10-11 классов на тему «Семья как основа психологической стабильности, комфортности и защиты человека»
- Классный час для учащихся 10-11 классов «Человек. Личность. Гражданин»
- «Я-выпускник! Какой я?» классный час в 11 классе
Кто такой психолог и чем он занимается в школе…
"Вам нужно обратиться к психологу", - говорит врач в детской поликлинике, или школьный учитель, или советуют знакомые. "Но мой ребёнок здоров!" - испуганно или возмущённо отвечает мама. Какое отношение имеет психолог к психическому здоровью или болезни? Что это за профессия, чем и как занимается психолог, и в каких случаях будет полезно у него проконсультироваться?
Часто психолога представляют кем-то вроде учителя, который знает единственно правильные ответы на все вопросы и выдает их в виде конкретных советов. Попав на прием к психологу, родители, придерживающие подобного мнения, вооружаются ручкой и блокнотом, чтобы записать все рекомендации.
Каждый из нас самостоятельно выстраивает свою жизнь и имеет свои более или менее эффективные способы преодоления стрессовых, проблемных ситуаций, то есть в какой-то мере является "сам себе психологом". Однако в то же время многим из нас знакомо состояние, когда собственных сил и знаний не хватает, близкие люди по какой-то причине не могут или не хотят помочь, а то и сами являются непосредственной причиной сложившейся ситуации. И вот тогда может потребоваться помощь профессионала.
Консультация психолога чаще всего проходит в виде беседы. Обратившемуся за помощью предоставляется возможность высказать свои проблемы, а психолог помогает взглянуть на них со стороны, найти пути решения. Но сначала бывает полезно разобраться, что происходит сейчас в жизни человека, ребёнка, каков его характер. Поэтому на первом этапе психолог может предложить "пройти" психологическое тестирование, диагностику. Тесты, которые используют психологи, не служат цели определить степень психической патологии, а помогают выявить особенности личности, поведения. На этом этапе можно узнать о себе много нового и неожиданного, чтобы потом использовать это знание для достижения своих целей. На знании особенностей ребёнка могут строиться и некоторые рекомендации родителям, которые привели его на консультацию.
Что же представляет собой сам процесс консультирования?
Как правило, начинается он со знакомства, с беседы с клиентом о том, что привело его к психологу. Установление контакта и беседа помогают психологу получить представление о жизненной ситуации человека, обратившегося за помощью, в первом приближении понять его проблему, а последующий более подробный расспрос - сформулировать гипотезы относительно причин возникновения проблемного поведения (если речь идет об этом) и возможных путей ее разрешения. Подобная беседа полезна и для самого клиента - рассказывая, он получает возможность анализировать, объяснять и оценивать роль и поведение каждого участника проблемной ситуации.
На этом этапе, как правило, происходит формулирование запроса, или цели работы с психологом. Это не такой простой этап, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что часто на консультацию к психологу приходят родители или другие родственники, недовольные (и часто не без оснований) поведением своих близких. Как правило, дальше поступает просьба проконсультировать проблемных родственников и убедить их изменить свое поведение. Если на консультацию пришла вся семья, и всех волнует создавшаяся ситуация, и все заинтересованы в изменениях, то препятствий для работы психолога нет. Психолог консультирует семью, выявляет основные проблемы и трудности, и, в случае необходимости, проводит коррекционные занятия индивидуально или со всей семьей вместе. Но гораздо чаще бывает так, что сами родственники (брат, сын, дочь) никакой проблемы не видят и обращаться за помощью к психологу не хотят. Иногда даже достаточно прямо заявляют инициатору обращения: "У тебя проблема, а не у нас, ты и консультируйся".
Если отбросить обидную грубость высказывания, то здесь есть большая доля истины. Если человек обратился за помощью, то значит именно он больше всех страдает в данной ситуации и хотел бы ее изменить, однако, не видит возможности повлиять на членов своей семьи. Часто это происходит оттого, что мы упускаем из вида одну важную вещь: семья - это связанная система, и все, что в ней происходит, происходит благодаря участию всех членов семьи, и все они несут ответственность за семейное благополучие или неблагополучие. И этот факт свидетельствует не о необходимости разделения вины за происходящее - психолог никогда не поддержит процесс поиска виноватого в силу того, что это - не просто бессмысленное с точки зрения достижения цели занятие, не приближающее нас к решению, но еще и очень вредное - это еще больше разобщает семью, способствует возникновению конфликтов.
Из факта взаимосвязанности всех членов семьи можно сделать гораздо более оптимистичный вывод: меняя определенным образом собственное поведение (раз уж больше желающих не нашлось, это сделает самый мудрый), можно способствовать изменению поведения других членов семьи. И тогда на место отчаянного запроса "Сделайте с ними что-нибудь!" приходит вполне рациональный - например: "Я хочу научиться вести себя таким образом со своими близкими, чтобы это способствовало установлению в семье теплых, мирных отношений".
Вот здесь и начинается самый ответственный этап психологического консультирования - совместная выработка новых эффективных способов поведения, ведущих к сформулированной цели.
Если психолог работает с ребёнком, страдающим, например, излишней застенчивостью и страхами, он, может, например, попросить ребёнка превратиться в известного ему уверенного в себе персонажа книги или мультфильма и отправиться в ту проблемную ситуацию, которая вызывала тревогу и страх. А может быть психолог (предварительно позаботившись об атмосфере доверия и безопасности), попросит нарисовать свой страх на листе бумаги, а потом наказать его (например, посадить в железную клетку с замком) или превратить страшный рисунок в смешной. В случае агрессивного поведения ребенка психолог может сосредоточить свое внимание на выработке умения распознавать свои и чужие эмоциональные состояния, будет отрабатывать умение справляться с негативными эмоциями и плохим настроением без агрессии, умение учитывать при общении настроение другого человека. Психолог может обучать такого ребёнка навыкам релаксации, аутотренинга, то есть умению расслабляться, успокаиваться, снимать напряжение. Метода психолога работы разнообразны, и в газетной статье невозможно описать даже малую их часть. Тем более, что методы часто рождаются именно в конкретной ситуации, в работе с конкретной проблемой и конкретной семьей, в сотрудничестве с самими детьми и их родителями.
Продолжительности работы с психологом в разных случаях различна - от одной встречи до нескольких месяцев систематических занятий, что может потребовать больших душевных сил, и к этому тоже надо быть готовым. Помимо индивидуальных занятий, психолог может предложить и групповые формы работы.
Как правило, групповые занятия называются психологическими тренингами. Тренинг - значит тренировка каких-либо качеств, умений, способов поведения. В "психологическом пространстве" группы воспроизводятся реальные ситуации, с которыми сталкивается человек в жизни. Здесь тоже надо вступать в контакты с другими людьми, общаться, выполнять задания. Преимущества групповой работы в том, что необходимые навыки могут тут же закрепляться в процессе групповой работы, на практике. Каждый участник может увидеть себя и свои проблемы с других точек зрения. Группа предполагает живой обмен опытом создания и решения проблем. Переставая ощущать себя одинокими, участники групп учатся друг у друга способности разрешать проблемы и справляться с трудностями, осознавать возможности изменений.
Заканчивая далеко не полное описание форм психологической помощи, хочется сказать, что работа с психологом может подразумевать не только помощь в сложных жизненных ситуациях, но и способ саморазвития и личностного роста.
Кто я такой? Зачем живу? Какой может и должна быть моя жизнь? В разных возрастах мы снова и снова можем задавать себе эти вопросы и идти за помощью не для того, чтобы нам на них ответили, а помогли найти эти ответы самостоятельно.
- Рекомендации для педагогов образовательных организаций по профилактике употребления ПАВ среди подростков
- Психологические рекомендации для педагогов при подготовке обучающихся к ГИА и ЕГЭ
- Методические рекомендации для родителей и выпускников по подготовке к экзаменам
- Рекомендации родителям первоклассников
- Рекомендации родителям пятиклассников
- Педагогам. Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков